Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Теизм (Ишвара-Вада) в классической индийской философии и его предпосылки: соотношение личного и безличного : диссертация ... доктора философских наук : 09.00.14 / Аникеева Елена Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]

Год: 2014

Номер работы: 739056

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Религиозно-философская доктрина личного Бога (богов), получившая название теизма, актуализирована не только в западной философии, но и в восточных учениях. В Индии эта проблема кристаллизуется в форме ишваравады (термин «lgvara-vada» от санскр. ig — «владеть»; Igvara — «господин», «хозяин»; vada — учение), или учения ряда важнейших классических индийских философских школ о личном Высшем Боге, создателе и правителе мира — Ишваре. Ишвара-вада в диссертации рассматривается в русле основных пробл

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В 1 ТЕИЗМЕ И В АРХЕТИПАХ ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИЙ

Чтобы анализировать индийский теизм (также и любые религии) в спекулятивном ключе, нельзя обойтись как без таких философских и философско-религиозных «деизм», наконец, категорий, «пантеизм», мы «панентеизм», приписываем «теизм». Данным категориям регулятивный характер, иначе говоря, через них и установление границ между ними история теизма и связанные с ней метафизические основы религии получают большую ясность, определенность и могут сравниваться с основами другой религии либо типом

§ 2 МОКШЕИ НИРВАНОЦЕНТРИЧНОСТЪ CONTRA ТЕОЦЕНТРИЧНОСТЬ; ГРАНИЦЫ ИНДИЙСКОГО ТЕИЗМА (ЛИЧНОСТНОСТИ) Вопрос о характере теизма в той или иной культуре относит нас к основам религии или религиозной парадигме (подробнее см. Приложение №

1) и является одним из ключевых вопросов, которые призваны изучать философы и религиоведы. Для того чтобы проанализировать основы индийских религий, необходимо вначале обозначить их смысловой центр и дать ему определение. Монотеистическая религиозная парадигма

В предыдущем

§ было показано, что границы индийского теизма пролегают не далее атрибутивного понимания личности. В этом

§ будет рассмотрено, как и почему личные божества в индийском религиозном сознании и теистических доктринах носят относительный характер, и что они всегда связаны с безличным принципом, который им соприсутствует и в который они неизбежно вливаются. Относительный характер индийских богов совмещается с их необычайным многообразием, коренящимся в особенностях индийс

ГЛАВА II. ИСТОЧНИКИ ИНДИЙСКОГО ТЕИЗМА (ИШВАРАВАДЫ) В ПРЕДФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Прежде чем приступить к анализу индийской ишвара-вады в истории индийских классических философских школ, необходимо проследить источники теизма и его обоснования в индийской предфилософии: Ведах,1 Упанишадах2, «Бхагавадгите»3. В этой главе рассматриваются вопросы об онтологическом статусе, во-первых, ведических божеств в шрути; во-вторых, божественной реальности в смрити.

. Существует много интерпретаций статуса ведических богов как в самой индийской традиции, так и в современных трактовках. Благодаря феномену инклюзивизма (напомним, термин «инклюзивизм» был введен индологом П.Хакером) и релятивизма божественных персонажей с культовой сцены индуизма произошел уход множества ведических богов. Хотя индуизм — уже иная религия, нежели ведизм, тем не менее, опора на веды как на незыблемый авторитет (астика в противоположность настике) является неотъемлемой характер

. Онтологический статус божественной реальности в Упанишадах отражен в двух тенденциях: выделение идеи единого безличного начала (Атман-Брахман и др.) и зарождение концепта личного Ишвары. Необходимо отметить, что эти две тенденции не противоречат друг другу, но являются взаимодополняющими; также можно продемонстрировать преемственность каждой из них с самхитами. Относительно первой тенденции С.Радхакришнан подчеркивает, что некоторые ведические боги являются «неуловимыми», они находятся, «

. В «Бхагавадгите», по существу, представлена исторически первая предфилософская если не концепция, то ядро/концепт индийского теизма на основе понятия Ишвары как личного Бога Создателя и Вседержителя вселенной, а также спасающего лично преданных ему — бхактов. «Бхагавадгита», или Гита — выдающийся памятник индийской литературы поэтического жанра, включенный в VI книгу эпоса «Махабхарата», он сформировался на историческом фоне культа Бхагавана (Бхагавата), или религии бхагаватов, почитающих

Понятию «индийский теизм», как уже отмечалось, соответствует термин, выработанный в самой индийской традиции: ишвара-вада, или учение об Ишваре. Термин «Ишвара» — Господь, Владыка (санскр. Icvara «господин», «хозяин») является коррелятом имен Господа, Пантократора (Вседержителя), Адонаи в других религиях. Ишвару можно определить как личного Бога Создателя космоса, его Хранителя и Промыслителя, пекущегося о спасении разумных существ. На наш взгляд, несмотря на то, что применение понятия «личны

§ 1 САНКХЬЯИИШВАРА-ВАДА. Вначале будет рассмотрен текст «Бхагавадгиты», потому что в нем, как и во многих других произведениях эпоса, представлены основные идеи философии санкхья и поскольку этот памятник имеет прямое отношение к древнему этапу развития системы санкхья. Кроме того, «Бхагавадгиту» следует понимать как переходную ступень от предфилософии к философии, где развивается концепт Ишвары. Традиция санкхьи — не только философский рациональный дискурс, но и более раннее знание-«гносис»,

. Ишвара-вада ньяи-вайшешики — довольно обширная тема, которую можно излагать по-разному: в историческом, теоретическом, компаративном или полемическом ключе. Все эти аспекты учтены в данном

§, и его структура такова: во-первых, рассмотрение ишвара-вады ньяи-вайшешики в истории, где происходит постепенное развитие и обогащение теистической концепции; во-вторых, теоретический анализ онтологии ишвара-вады ньяивайшешики; в-третьих, теоретический анализ гносеологии системы. . Школы ньяи и вайшешики, как уже отмечалось, являются главными представителями индийского теизма, разработавшими его обоснование во многих направлениях. Парадоксальным является то, что сутры этих систем нельз

§yavarttika of Bharadvaja Uddyotakara. P. 463. — Цит. no: Bulcke Camille. Op. cit.P. 51. 1 интерес), необходимость, выражающаяся в эманативном процессе, — найяики-вайшешики, как правило, обходили стороной и даже опровергали, оставляя только теистический мотив — в силу милосердия Ишвары и «ради блага созданий». Объяснение данного теистического мотива первоначально было заложено философами йоги, а затем найяики-вайшешики, восприняв его, занимались его активной разработкой. Ватсьяяна заговорил

Насколько в целом теизм был весомым и необходимым в общем и разнообразном ансамбле индийской метафизики, или он оказался случайным эпизодом в ней? Постараемся найти подходы к ответам на эти вопросы. Многие исследователи, например, К.Балк х вслед за Г. Якоби и С. Радхакришнаном сходятся на том, что теизм не является характерным течением для индийской философии и большинство ее систем: чарвакалокаята, джайнизм, буддистские школы, миманса и санкхья, — не теистичны. Напротив, сознательно в защ

В силу того, что индийские теистические учения тесно связаны с пониманием личного Бога (Ишвары, Авалокитешвары) как обращенного к миру, его нуждам, то рассмотренные ниже базовые космогонические модели индийской метафизики будут являться яркой иллюстрацией характера и концепции индийского теизма. Можно выделить несколько космогонических форм: эманатизм, демиургизм и женский космогонический принцип.

Эманатизм — это учение, согласно которому мир — эманация, стадиальное, хотя и вневременное истечение из самого высшего принципа или Божества, где сущности высшего трансцендентного принципа/Божества и мира оказываются тождественными. Рассмотрим эманативную космогонию на примере, в первую очередь, брахманистско-индуистской традиции. Сам эманатизм может выступать в двух видах, которые можно обозначить следующим образом:

а) принцип Божественного жертвоприношения в целях создания мира и

б) принцип его рождения из Божественного. а) Принцип Божественного жертвоприношения. Одной из ранних форм эманатизма следует считать известную со времен архаики мифологему жертвоприношения Бога, богов, великанов и проч. для создания мира: Пуруши, Имира, Тиамат и под., — и эту мифологему, скорее всего, следует считать общим архетипом политеистической религиозной метафизики, который в ряде случаев получает свое философско

глава «Бхагавадгиты», среднего рода, которая называется похожим образом «Йога жертвы обозначающее безличного Брахмана, Который Брахмо», и «Брахмо» здесь - не имя личного Бога Брахмы/Брамы, а слово многоразличным образом создает и вкушает жертву (IV.24; перевод В.Семенцова): «В жертвенном акте-Брахмане приношение - также Брахман приносится в жертву Брахманом на огне энергии Брахмана. Кто созерцает действие Брахмана, тот достигает Брахмана» . Гита подробно не раскрывает внутреннего содержания

Другой распространенной формой индийской космогонии является демиургизм. Под демиургизмом вообще следует понимать акт создания, организации Богом (высшим духовным принципом) мира из несозданного им материала (материи), его упорядочивание и внесение в него смысла и формы, живой «одушевленности». Демиургизм и эманатизм на самом деле являются родственными друг другу типами метафизики, так как они принадлежат единой парадигме. политеистической Эта (или пан(ен)теистически-безличностной) по антично

§ 3 ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ИНДИЙСКИХ И ДРУГИХ ПОЛИТЕИСТИЧЕСКИХ КОСМОГОНИИ КРЕАЦИОНИЗМУ В рассмотренных индийских и других политеистических космогониях обнаруживается их противоположность креационизму. Более ярко эта противоположность видна на примере женского принципа, «гендерной» космогонии как дуалистической и эманативно-панентеистической. В политеистической религиозной парадигме и философии Высший Бог в космогоническом процессе в подавляющем большинстве случаев нуждается в своей женской полов