Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Религия в европейском идеологическом дискурсе 20-30 годов XX века : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Вермишев Георгий Андреевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]

Год: 2014

Номер работы: 738427

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность исследования. Настоящая диссертация посвящена влиянию религии на формирование и становление тоталитарных идеологий в Италии и Германии в 1920-1930 гг. В конце прошлого столетия, сразу после распада СССР, многие мыслители были готовы поставить точку в истории политических - и особенно тоталитарных Ф.Фукуяма провозгласил «конец - идеологий. В 1992 году который модели должен был истории», ознаменоваться демократии . окончательной Чуть ранее или победой Д.Белл западной либера

Обращаясь к проблеме религии в идеологическом дискурсе, мы неизбежно поднимаем целый ряд принципиальных вопросов, которые философия, религиоведение и политология исследуют с самого зарождения концепта идеологии. Прежде всего - до сих пор не удалось провести достаточно четкую дефинитивную границу между религией и идеологией, а ведь без разрешения этой проблемы сложно двигаться дальше. Прийти к объективному рассмотрению идеологии как социально- политического феномена удалось достаточно поздно.

§1. Концепт идеологии в политической философии XIX-XX вв. Понятие идеологии впервые возникает в конце XVIII в.

- термин введен во Франции А. Деспотом де Траси, который совместно с Этьеном де Кондильяком пытался вывести закономерности происхождения идей из содержания чувственного опыта . Более ранние корни заявленной проблематики стоит искать, по-видимому, в английской гносеологической традиции - прежде всего, это концепция идолов Бэкона . Марксистская традиция. В ХГХ веке к понятию обр

Как тонко подметил швейцарский лингвист П.Серио, само понятие дискурса в полной мере демонстрирует современным исследователям «необходимость ненаивного прочтения текстов, терминов и просто слов». Не имея четкого определения, это понятие обросло самыми разными интерпретациями и используется для совершенно различных понятийных потребностей . Дискурс как идеологическая проблема. Выше уже говорилось о гносеологических основаниях проблемы идеологии, причем особенно много внимания этой проблеме

§3. Миф политический и миф религиозный: функциональные сходства и потенциал для взаимодействия Теперь мы вплотную подошли к главной проблеме нашего исследования месту религии в системе идеологического дискурса. Но прежде чем начать, необходимо разобраться, какое функциональное значение имеет религия и как она может быть использована идеологией. Уже в XIX веке в этой области наметились два принципиально разных подхода. Так, немецкий исследователь М.Вебер рассматривает религию как фактор с

§1. Итальянский фашизм; зарождение и становление дискурса Актуальный идеализм. Философской основой фашистского движения можно считать концепцию актуального идеализма, сформулированную Джованни Джентиле. Исследователи его творчества неоднократно отмечали, что между взглядами Джентиле и фашизмом как движением ни в коем случае нельзя ставить знак равенства, так как Бенито Муссолини использовал самые разные идеи для того, чтобы прийти к власти. Тем не менее, именно Джентиле заложил тот идейный

§2. Католическая церковь и новая власть в Италии: в поисках взаимной выгоды Муссолини: от атеизма к поддержке католицизма. На заре политической карьеры Муссолини позиционировал себя как атеист. В 1904 году он опубликовал публичное обращение к христианским социалистам под названием «Человек и божество». Книга открывалась фразой: «Бога не существует»2. 23 марта 1919 году Муссолини провел первую Ассамблею Fasci Italiani di Combattimento , однако его позиция по церковно- государственным отношен

Латеранские соглашения. К 1929 г. Муссолини удалось договориться с Ватиканом, и в феврале стороны подписали исторические Латеранские соглашения4, так католицизм стал государственной религией Италии. Кроме Mack Smith D. L'ltalia del XX secolo, tomo II 1925—1934. Milano, 1977. P. 274. Michels R. First Lectures in Political Sociology. Minneapolis, 1949. P. 136-138. Московичи С. Наука о массах. // Психология масс. Самара, 2010. С.492-493 Дипломатические переговоры шли в очень напряженном режиме и

К началу 1930-х гг. относится появление нового движения внутри фашистской элиты - Школы фашистской мистики. Она был основана в 1930 г. в Милане при участии итальянского философа и журналиста Николо Джани (1909-1941), который затем стал её директором на период с 1931-1940 гг. Это была организация, ориентированная на интеллектуальные круги, ее первыми сотрудниками стали представители университетской молодежи. В дальнейшем к течению присоединились самые разные деятели: иерархи фашистской парт

§5. Эстетика нового мифа Выше было рассмотрено идеологическое противостояние, дискурс в его классическом понимании дискуссия о месте религии в политической жизни. Не менее важной задачей является увидеть за ними дискурс как метакатегорию, как способ властвовать — в том смысле, каким это понятие ' Griffin R. Modernism and Fascism: The Sense of a Beginning under Mussolini and Hitler. Basingstoke, 2007. P.6. Подробнее о концепции Элиаде см.: Михельсон O.K. История религий и новый гуманизм Элиа

НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМА

§1. Философия XIX-XX социализма Если в основе итальянского фашизма можно обнаружить более-менее четкое философское основание - актуализм Джованни Джентиле, - то немецкий нацизм не имеет серьезного идейного базиса. О.Ю. Пленков в своей монографии о природе немецкого политического мифа утверждает, что национал-социализм «был силой без действительного исторического вв. и идейные основания национал- прошлого, спонтанным движением, порожденным уникальными социальноэконом

Значение оккультизма в идеологии Третьего рейха - одна из самых ключевых проблем при исследовании вопроса о взаимоотношении националсоциализма и религии. При этом, пожалуй, мало какой еще аспект деятельности нацистов оброс таким числом научных спекуляций и подделок, как этот. Достаточно вспомнить многочисленные документальные фильмы о священном Граале, который пытался найти Гитлер, а также множество печатных псевдонаучных трудов о деятельности Аненербе. Безусловно, есть ряд источников и иссле

. Католическая церковь: от неприятия к поддержке. В 1920-е годы Католическая церковь не поддерживала стремления Гитлера к власти и находилась, скорее, в конфронтации с НСДАП. Уже в 1930 г., после триумфа нацистов на сентябрьских выборах в парламент, кардинал А.Бертрам высказывает тревогу по поводу «масштабного заблуждения и смятения душ» среди католиков2. Ранее он же отказался провести похоронную церемонию над телом одно из партийных нацистов, сославшись, что национал-социализм и католицизм

§5. Нацизм и новая культура Нацизм породил огромный пласт принципиально новой культуры, основанной на новых политических мифах и символах нацизма. Особенности и движущие факторы ее развития в целом те же, что и официальной культуры фашистской Италии. Официальная нацистская культура была одним из основных инструментов распространения нового мировоззрения. В сентябре 1933 г. Геббельсом была создана Имперская палата культуры, которая контролировала все основные направления вплоть до музыки и и