Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX - начала XXI вв. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Хаймурзина Марина Ахатовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]

Год: 2014

Номер работы: 738074

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Актуальность темы исследования. Вторая половина XX - начало XXI вв. ознаменованы стремлением людей, стран и государств вернуться к собственным традиционным истокам, сохранить самобытность культур. И Китай не исключение. Сегодня элементы конфуцианской культуры возрождаются в КНР, в китайском обществе, в сознании китайцев. Является ли конфуцианство религией? Что значит конфуцианство для современного китайца, нации, государства? В силу развития человека, общества, культуры эти вопросы остаются д

§1. Проблема экспликации понятия религии В каждой культуре в любую эпоху религия - одна из основных духовных формаций, определяющих содержание культурной системы. Этим обстоятельством определяется то нимание, которое уделяется религии в научных исследованиях. Действительно, религия как объект исследования и как понятие является в науке одним из наиболее репрезентативных феноменов. При этом религия как объект исследования чрезвычайно многообразна в своих локальных формах бытия, а как понятие

Традиционное китайское сознание, как и европейское, не нуждалось в специальном понятии, интегрирующем единосущностные явления в общую духовную формацию и обособляющем религиозное от того, что таковым, согласно вложенным в понятие значениям, не является. Религиозной мысли и самосознанию культуры в целом было достаточно таких фундаментальных понятий как дао Ш, ли 4L, тянь ^ , окэнъ iZ и других хорошо известных, а также конкретных обозначений - дао цзя ШШ, дао цзяо ШШ, оку цзя ШШ, оку цзяо ШШ, ф

§3. Толкование религии в трудах зарубежных конфуцианцев (середина XX — начало XXI вв.) За рубежом, сначала на Тайване, в Гонконге, а позже и в США, китайские мыслители, иммигрировавшие после 1949 г. за пределы КНР по идеологическим особенностями мировоззрение мотивам, знакомятся с культурными других социальных сообществ, и религиоведческие теории. Все и религиозными западные обогащает их новым это осваивают философские учения современных конфуцианцев, обеспечивает понятийным багажом, дае

1.3.1 Моу Цзунсанъ о китайской философско-религиозной «концепции жизни» и религии как нравственной стратегии жизни В книге «Особенности китайской философии» (1963 г.) Моу Цзунсань ФткН(1909-1995 гг.) 50 обратился к одной из наиболее важных для китайских интеллектуалов XX в. проблем - выявлению общего и особенного в культурах Китая и Запада, объяснению специфики китайской ментальности. Он утверждает, что прямолинейно сравнивать духовные системы (религию и философию) западной культуры с религио

1.3.2. Тан Цзюньи о религии как сверхгуманизме В своих ориентированных на понимание религии теоретических построениях Тан Цзюньи ШШШ (1909-1978 гг.) 62 прежде всего обращается к китайскому понятию шэнь ffi, которое в контексте определения объекта религиозной веры обычно обозначает «Бог», «божество». Но Тан Цзюньи трактует шэнь не в качестве персонифицированного божества, а как сверхреального обозначение сверхъестественного (чаогрыжанъ Ш & Ш), {чаосянъши ШМ^) начала. Он указывает, что даж

1.3.3. Ду Вэймин о религии как основе трансформаиии человека, общества, культуры Ду Вэймин £ЬШВД(1940 г.р.) 70 считает, что современное понимание религии отличается от той упрощенной концепции, которая оперировала Тан Цзюньи. Лисяндэ жэньвэнь шицзе (Идеалистический гуманистический мир) // Чжунго чжэсюе сысян луньцзи (Сборник китайской философской мысли).

- Указ. изд.

- С. 262. 70 Ду Вэймин, ученик Моу Цзунсаня, представитель третьей волны современного (нового) конфуцианства, филос

§1. Формирование основных подходов в определении религии в рамках развития религиоведческой науки КНР (вторая половина XX — начало XXI вв.) В силу особенностей общественно-политической системы КНР научные исследования в области религии длительное время были тесно связаны с идеологическим курсом партийного руководства страны. Коммунистическая партия Китая со времени своего образования в 1921 г. до образования Китайской Народной Республики в 1949 г. прошла сложный путь формирования своих теорет

Люй Дацзи S ^С 1я (1931-2012 гг.), религиовед, стоит у истоков зарождения современного научного религиоведения в КНР. В 1982 г. ему было поручено возглавить государственный проект АОН КНР по «построению марксистской религиоведческой (религиозной) системы». В 1983 г. при поддержке Института мировых религий АОН КНР он инициирует появление в Подробнее см.: Чжунго цзунцзяо тунлунь (

Введение в религиоведение Китая). — Указ. изд. — С. 2—5. Пекинском государственном «Основы университете

Начиная с 90-х гг. XX в. Хэ Гуанху Ш%№ (1950 г.р.) 12° разрабатывает своё видение сущности религии. Важной частью этого процесса является исследования построение терминологического аппарата. Перед ним возникает-традиционная для китайского религиоведения проблема сравнительного смыслов, которые западные культуры вкладывают в слова, производные от латинского понятия religio, и смыслов китайского понятия цзунцзяо. Хэ Гуанху исходит из того, что английское слово religion, произошедшее от латинско

§4. Ли Шэнь о социальных функциях религии как основе понимания сущности Ли Шэнь ^ Ф (1946 г.р.) ш в книге «Теория религии» (2006 г.), явившейся итогом его научной деятельности за предшествующие годы, прежде всего стремится развеять существующий миф о том, что до знакомства Китая с Западом, до конца XIX в., в китайском языке не было слова, имеющего значение, эквивалентное современному английскому слову «religion». На материалах текстологических исследований он приходит к выводу, что слово цзун

§5. Чэнь Мин о сущности религии в контексте современного диалога религии и взаимодействия культур В ряде своих публикаций Чэнь Мин Щ Щ (1962 г.р.) анализирует различные точки зрения относительно сути религии и выдвигает мысль, что определение религии или понимание того, что же является её сущностью, отличающей этот феномен от других явлений человеческой культуры, так или Ли Шэнь. Цзунцзяолунь (Теория религии).

- Указ. изд.

- С. 43-44. Тамже.

-С46. |46 В 1992 г. Чэнь Мин зак

§1. Экспликация религиозных основ конфуцианства в трудах Моу Цзунсаня Моу Цзунсань особым образом подошел к проблеме определения конфуцианской религии. Постижение плодов западной духовной культуры помогло ему определить своеобразие конфуцианской религиозности и обозначить основные отличия конфуцианства от других религий. Философ, сравнивая конфуцианство с другими религиями, заявляет о заблуждении западного научного мира относительно нерелигиозности конфуцианства. Специфику конфуцианства Моу Ц

§2. Концепция Тан Цзюньи о конфуцианском сверхгуманизме Обращаясь к проблеме интерпретации конфуцианской религии, следует отметить публикации Тан Цзюньи, одного из выдающихся Гонконг в 1949 г. он обратил внимание на духовную - выработал свое видение конфуцианской религии 1 7 5 . В книге «Развитие гуманистического духа Китая» Тан Цзюньи пишет: «В то время, когда на материке никто не обращает внимания на религиозную принадлежность, в Гонконге же за первые 10 лет своей жизни я прочувствовал, фил

§3. Трактовка религиозных аспектов конфуцианства в работах Ду Вэймина В непрекращающихся спорах о конфуцианской религии Ду Вэймин тоже стремится обозначить свою философскую позицию. Для мыслителя конфуцианство - больше чем просто этико-моральное учение. Поэтому Ду Вэймин намеренно использует сочетание «конфуцианская религия» (жуцзяо Ш $Х) и подчеркивает, что «используемые сочетания жугряодэ {Ш1&Ё1 и жуцзядэ Ш Ж &J (на русский язык переводимые как «конфуцианский» - М.Х.) в \ отношении

§4. Понимание религиозного содержания конфуцианства в трудах Лю Шусяня Лю Шусянь >nji£5fc(1934 г.р.) 2 2 0 , один из выдающихся зарубежных философов-конфуцианцев, по-своему подошел к проблеме осмысления китайскую цивилизацию. Эта цивилизация представляет собой самое большие «мы», внутри которых каждый чувствует сущности религиозного потенциала конфуцианства. Лю Шусянь указывает, что специфичность этой религии обусловлена особым характером миропонимания — имманентной трансцендентностью. Лю

Доминирование марксистского атеизма в гуманитарной науке КНР наложило соответствующий отпечаток на формирование позиции китайских мыслителей относительно конфуцианской религии и, тем более, вопроса её значимости для современного человека и общества. Тем не менее после 1978 г. среди ученых Китая были такие, кто стал зачинателем китайского общества. По оценке современных китайских исследователей, материковую полемику о конфуцианской религии можно условно разделить на три периода. В первый перио

§1. Концепция Жэпь Цзиюя о конфуцианстве как религии Во второй половине XX в. первым, кто осмелился в научных кругах материкового Китая говорить о конфуцианстве как о религии, был известный ученый-религиовед Жэнь Цзиюй И Ш Ш. (1916-2009 гг.) 2 3 8 , который Чэнь Яньцзюнь. Жучэнь юй шэньмин (Конфуцианцы и божественное) // Юаньдао (Сборник статей). — Вып.16 / под ред. Чэнь Мин.

-Пекин, 2010.

- С. 3. 238 Жэнь Цзиюй известен как философ, историк, религиовед. С 1942г. по 1964г. в Пеки

§2. Особенности конфуцианской религии в трактовке Хэ Гуанху Одним из первых, кто поддержал инновационную точку зрения Жэнь Цзиюя о конфуцианстве как религии, был религиовед Хэ Гуанху. Он внес огромный вклад в выяснение специфических черт конфуцианской религии. Ученый утверждает, что жертвоприношения и поклонение Небу - ни что иное, как религиозная обрядность в адрес верховного божества, которая полностью связана с конфуцианской религией. Более того, именно Хэ Гуанху подчеркнул тот факт, что к

§3. Конфуцианская религия в интерпретации ЛиШэня Ли Шэнь, убежденный последователь линии профессора Жэнь Цзиюя о конфуцианстве как религии, во всех своих работах стремится доказать, что конфуцианство - это специфическая религия. В предисловии к книге «История конфуцианской религии в Китае» (2000 г.) он указывает: «Традиционно считается, что конфуцианство заботится только о делах житейских, в книге объясняется, что забота о делах человеческих есть исполнение долга по участию в делах небесных

§4. Представления о конфуцианстве как государственной религии В XXI в. научный дискурс о конфуцианской религии поменял вектор развития. В научном мире континентального Китая стала активно обсуждаться тема возрождения конфуцианства в контексте трансформации современного общества. Некоторые китайские мыслители видят будущее конфуцианства в качестве системообразующей религии. Для них конфуцианство выступает Ли Шэнь. Гуаньюй жуцзяодэ цзигэ вэньти (К вопросам о конфуцианской религии) // Жуцзяо вэн

§5. Теория конфуцианства как гражданской религии государством Многие материковые китайские исследователи считают, что концепция становления ЗД (1965 современного конфуцианства в качестве официальной государственной религии Китая примитивна и наивна. Так, Гань Чуньсун : т г # г.р.) 30° указывает, что «конфликт между конституционными государственной религии, свободы вероисповедания и принципами характерными особенностями конфуцианской идеологии как религии и как морали выступает главным преп