Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Основные тенденции развития Римско-католической церкви в период понтификата Иоанна Павла II : 1978 - 2005 гг. : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.14 / Иоселева Марина Александровна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]

Год: 2014

Номер работы: 730848

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Введение в предмет и католическую герменевтику постановлений I Ватиканского собора/ЯТетрово служение. Диалог католиков и православных. М.: ББИ, 2006. С. 17-30 3 L'Osservatore Romano [Electronic resource]//URL: http://\vrw\v.osservatoreromano.va/portal/dt?JSPTabContainer.setSelected=JSPTabContainer%252FHome. 4 Международная богословская комиссия. Тайна Церкви и Евхаристии в свете тайны Святой Троицы //Православие и католичество. От конфронтации к диалогу. М.: ББИ, 2005. 272-284; Международная

Глава 1. РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРИОД ПОНТИФИКАТА ИОАННА ПАВЛА II. ОБЩАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ

1.1. География католицизма в конце XX - начале XXI вв. Согласно сведениям, опубликованным в Ватиканском ежегоднике «Annuario Pontificio» за 2001 г., в 2000 г. число католиков в мире насчитывает 1, 038 млрд. человек, что, в свою очередь, составило 17,4% от населения земли. Половина всех католиков проживала в Северной и Южной Америке, 27 % в Европе, 12 % в Африке, 10 % в Азии, 1 % в Австралии и Океании1. Тот же источник за 2007 г. отмечает, что с 2004 г. по 2005 г. общее количество последов

1.2.1. Законодательная реформа К моменту начала рассматриваемого понтификата основным документом канонического права являлся Кодекс Пия-Бенедикта (1917), - первый в истории кодекс церковного законодательства. Многие аспекты Кодекса Пия-Бенедикта были подвергнуты критике. Важнейшие критические аргументы суммированы Л. Джерозой и сводятся к следующему:

1) систематика Кодекса была основана на классическом делении римского права: лица, вещи, действия (personae, rei, actiones), где нормы о

Одним из вопросов понтификата Иоанна Павла II стала проблема литургики, а именно проблема служения чина Тридентской мессы . Последний использовался в РКЦ до утверждения Миссала 1969 г. (точнее, до переходного Джероза Л. Каноническое право в Католической церкви. С. 211. Реализация решений II Ватиканского собора в новом ККП, в частности категории Народа Божьего и призвания мирян, положительно отмечалась протестантскими авторами. См. Wicks J. John Paul II and Lutherans: Actions and Reactions.

1.2. Основные течения в РКЦ

В рамках настоящего исследования рассматриваются то есть современные в РКЦ, направления традиционализма и либерализма, течения оформление которых в современном виде пришлось на время понтификата Иоанна Павла II, либо период, хронологически близкий к нему, так как формирование их идеологии отражает, в том числе, и специфику развития РКЦ в данный период времени. Общим основанием концептуальных установок традиционализма в период рассматриваемого понтификата является приверженность като

Общей идеей, объединяющей представителей католического либерализма, является убеждение в необходимости продолжения активного реформирования современной РКЦ, а также обвинение Ватикана в отступлении от соборного курса и излишнем консерватизме. Учитывая то, что католический либерализм существует главным образом в виде концепций отдельных теологов, в настоящей работе мы проанализируем идеи самого влиятельного представителя католического модернизма X. Кюнга. Швейцарский теолог Ханс Кюнг (род. 1

1.3. Международная деятельность РКЦ К началу понтификата Иоанна Павла II международный статус папства продолжал базироваться на принципах светской власти и религиозного авторитета1 при безусловном приоритете последнего. Абсолютный приоритет духовного над светским основан, в том числе, на принципах аполитичности РКЦ и ее автономности от политического сообщества, утвержденных II ВС . Данный факт подчеркивается тем, что Святой Престол выступает в международных отношениях как Апостолический прес

Начало экуменическому движению в РКЦ было положено II ВС1. Согласно принятым на соборе документам, экуменизм понимается как стремление к христианскому единству (то есть единству тех, «кто призывает Триединого Бога и исповедует Иисуса Господом и Спасителем» ). Таким образом, данное понятие используется в узком смысле, а не в контексте его (например, иудео-христианский экуменизм3). Новациями соборных документов стали следующие положения: религиозная свобода, необходимость взаимного узнавания и

06.08.2000 г. Конгрегация доктрины веры издает Декларацию «Господь Иисус», тесно связанную по своему содержанию с Замечанием о выражении «Церкви-сестры» . Роль данных документов особенно отмечается в исследовательской литературе4, так как они оказали наиболее негативное влияние как на отношения с нехристианскими религиями, так и на ход экуменического диалога. Декларация утверждает, что «существует единственная Церковь Христова, пребывающая в Католической Церкви, руководимой преемник

В диалоге с нехристианскими религиями Иоанн Павел II продолжил курс II ВС, ориентированный на признание ценности других религий и возрастание взаимной толерантности. В соборных документах отмечалось, что «Церковь ... есть знамение и орудие глубокого единения с Богом и единства всего рода человеческого»4. Знаковым событием в данном контексте стал день «молитвы, поста и паломничества за мир» в Ассизи (

27.10.1986) с участием представителей различных религиозных традиций - от мировых рели

Глава 2. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ИОАННА ПАВЛА II

2.1. От Кароля Войтылы к Иоанну Павлу II Папа Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла) родился

18.05.1920 в г. Вадовице в южной Польше в семье отставного капитана австро-венгерской армии. В молодые годы будущий понтифик увлекался литературой, особенно польским романтизмом, и театром. С 14 лет он участвовал в школьном драматическом кружке, а в 1938 г. стал членом экспериментального театра «Студия 39». Еще в школе, благодаря воспитанию отца, бывшего, по свидетельству биографа Иоанна Павл

При анализе философских и теологических взглядов папы Иоанна Павла II представляется целесообразным обратиться, в том числе, и к работам, относящимся к допонтификатному периоду его деятельности, так как именно в них разрабатываются основные концепции и понятия, нашедшие развитие во время понтификата. McPartlan P. The Legacy of Vatican II in the Pontificate of John Paul II//New catholic encyclopedia. P. 63-70. Герген E. История папства. С. 432. 3 Иоанн Павел II. Энциклика «Искупитель человек

2.2. Концепция личности в учении Иоанна Павла II Наиболее полно антропология К. Войтылы и его основа персонализма были разработаны в антропологическом трактате «Личность и поступок» и работе «Любовь и ответственность». В своем антропологическом исследовании автор отталкивается от опытного факта - «человек действует», в котором личность раскрывается через поступок. Таким образом, построение теории личности осуществляется через соотношение «личность-поступок», рассматриваемое в аспекте сознания

2.3. Нравственное богословие Цель нравственного богословия папа формулирует как исследование Божественного Откровения и применение его предписаний в аспекте требований человеческого разума . Подход понтифика к моральной теологии носит одновременно антропоцентрический и теоцентрический характер . В своем учении Иоанн Павел II исходит из постулата о том, что образ Божий является онтологической основой человеческой личности. Это положение обусловливает два следующих момента. Во-первых, это ц

Разработанную Иоанном Павлом II концепцию, получившую название «теология тела», можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае подразумевается содержание лекций, прочитанных во время 129 общих аудиенций, состоявшихся в период с

05.09.1979 г. по

28.11.1984 г. Теология тела в широком смысле представляет собой совокупность вопросов, касающихся человеческой телесности в связи с проблемами сексуальности и брака. При таком подходе понятие «теологии тела» включает в

Папа конструирует концепцию человеческой телесности от «начала», обращаясь в большей мере к концепции творения, изложенной в «Книге Бытия» в варианте «Яхвиста1». При этом особенностью авторского анализа, как отмечает Дж. Кросби, стало особое внимание к субъективности первых людей . Понтифик указывает, что согласно Книге Бытия, будучи сотворенным по образу Бога, человек обладает «онтологической уникальностью»3 и находится в особых отношениях с Богом4: человек создан ради него же самого, он изо

Исходя из мысли понтифика, можно сказать, что в «порядке природы» есть определенный уровень, доступный только человеческим существам, уровень, связанный как с видимым, так и невидимым миром, выводящий таким образом за пределы эмпирического бытия. Ему соответствуют взаимосвязанные структуры личности, нравственности и любви. Истинное и правильное соотнесение может быть только между этими структурами. Поэтому, прежде всего, истинная любовь направлена на личность. Отличие ценности личности от сек

Папа полагает, что стыд указал на границу между «человеком изначальной невинности» и «историческим человеком вожделения» . Именно переход от одного состояния к другому был ознаменован появлением стыда как следствия возникновения возможности использования человека как объект. В связи с этим опыт стыда автор называет «лиминальным»3. Диссонанс в межличностной коммуникации вызван расколом в единстве духовной и соматической природы (Рим. 7:22-23) - вторая больше не подчинена первой, то есть в чел

Необходимость оправдания тела возникает в связи с тем, что, несмотря на принятую католической антропологией концепцию гилеморфизма, зачастую христианские авторы (Св. Иустин, цель Св. Климент) выражали достаточно а ригористический взгляд: сексуальных отношений потомство, удовольствие от них - неизбежное зло. К. Войтыла расценивает такую точку зрения как действие утилитаристской нормы, «разделяющей цельность поступка личности»4 и уделяет большое внимание утверждению отсутствия дуалистич

2.5.6. Брак и безбрачие: эсхатологическая перспектива И брак, и безбрачие представляют собой два возможных варианта жизни в контексте христианских действующего субъекта, ценностей. Оба они подразумевают а потому требуют реализации личность как соответствующих resource]//URL: resource]//URL: resource]//URL: resource]//URL: resource]//URL: 'John Paul II. ТОВ. General Audience of

30.04.1980 http://ewtn.com/library/papaldoc/JP2TBIND.HTM (date of access:

28.04.2011) 2 John Paul II.

Глава 3. СОЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Конфессиональная социальная концепция представляет собой проявление доктрин вероучения на практическом уровне повседневной жизни, то есть создание ориентиров для жизни верующих в социуме. По определению П. де Лобье, социальная доктрина католической церкви - «дух Евангелия, конкретно воплощаемый в исторической жизни»1. В свою очередь, Иоанн Павел II отмечал, что социальное учение, будучи знанием, применяемым к случайному и историческому, сопрягает веру и разум2 и является инструментом евангел

и взаимовлияние Впервые идеи теологии освобождения прозвучали на II конференции Латиноамериканского совета епископов (CELAM1) в Медельине (Колумбия) в 1968 г., когда был сформулирован тезис о том, что региону Латинской Америки «необходимо не столько развитие, сколько освобождение»2. В определенной мере на становление теологии повлияли идея II ВС о преференции бедных3, идея действия в соответствии с конкретной ситуацией Павла VI , идея анонимного христианства К. Ранера. Сам термин «теология о

Одним из ключевых свойств человеческой личности для Иоанна Павла II является ее социальность, неотъемлемость которой обосновывается понтификом через доктрину сотворения человека по образу Божию 1 . Внутренняя жизнь Бога, единого в трех Лицах2 становится идеальной моделью единства человечества. Помимо обращения к концепции троичного Бога, социальность человека обосновывается его предназначением - человек сотворен Богом для общения с Ним, соответственно только в общении он может жить и выражать

Социальное учение в период понтификата Иоанна Павла II пересматривает категорию естественного закона в соответствии с персоналистской нормой. Это, как указывает Ф.Г. Овсиенко, уже не система объективных требований, вытекающих из природы творений, а «система прав каждой личности и ее обязанностей, тесно связанных с ее личностной природой и сверхъестественным достоинством» . Реализация персоналистской нормы через признание достоинства личности предполагает уважение к правам человека, как

Наибольшее «Осуществляя внимание проблеме труда уделяется в энциклике труда» , труд», содержащей основные принципы «теологии рассматривающей последний исходя из положений библейской антропологии. Согласно «Книге Бытия» человек изначально призван Богом к труду, человек соратник Бога в деле творения, поэтому труд не должен восприниматься как наказание вследствие первородного греха. Это положение является одним из аспектов, которые, как отмечает А. Перси, можно выделить в объективной с

Двадцатый век предложил человечеству две социально-экономические Их противостояние модели построения общества - социализм и капитализм. было актуально в первой половине понтификата Иоанна Павла И, в связи с чем папа, следуя за Львом XIII (столкнувшемуся с явлением социализма еще в форме социальной философии), уделяет много внимания их рассмотрению и оценке. Критика социализма была дополнена положением о присущей ему антропологической ошибке, заключающейся в имплицитном отрицании свободы

3.6. Пути решения социальных проблем Предлагаемое католическим социальным учением решение социальных проблем обусловлено, прежде всего, принципами аполитичности и неидеологичности Церкви, которая находится выше реалий социального бытия «дольнего мира». «Церковь не смешивается с политическим сообществом и не связана ни с какой политической системой», - отмечается в Компендиуме социального учения Церкви2. В энциклике «Забота о социальной действительности» принцип (выдвинутый на II

ВС) «