Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

"Евгений Онегин" Пушкина и Чайковского, текст и версии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2008

Номер работы: 290518

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

За минувшие полтора столетия с момента рождения «Евгения Онегина» Пушкина и Чайковского об этой опере, казалось бы, сказано уже всё. Вместе с тем, практика показывает, что работать дальше над онегинской темой необходимо, хотя и не просто. Последнее обусловлено разными причинами, где, несомненно, доминирует важность освобождения от-некоторых исторических и исполнительских клише. Сегодня есть необходимость задуматься о достоинствах и недостатках современных принципов сценического воплощения «Ев

глава — "Евгений Онегин " как текст для создания разножанровых сочинений — состоит из двух разделов. В первом анализируются произведения, созданные в опоре на текст оперы Чайковского: фортепианная пьеса П. Пабста, оркестровая транскрипция С. Безродной (инструментовка Т. Исмагилова), а также балет «Онегин», поставленный хореографом Дж. Кранко на музыкальный текст разных произведений Чайковского (в обработке К. Штольце). Во втором — произведения, созданные в опоре на текст романа Пушк

глава — "Евгений Онегин " как текст для театральных версий — имеет аналитический характер, также как и вторая. Она потребовала изучения музыкальных текстов двенадцати московских «Онегиных», идущих в наши дни в оперных и драматических театрах столицы. В главе не ставилась цель рассмотреть названные спектакли в рамках, традиционных для рецензии номинант: кто? что? и как? Задача данной работы имеет совершенно иной характер: путём анализа особенностей музыкального текста в контексте лит

«Евгений Онегин» - огромная глыба на пути всей русской поэзии, и после него (Пушкина) поэтами в России становились лишь те, кто находил способы и средства написать нечто совершенно иное, то, что ухитрялось обтечь эту глыбу, просочиться из-под нее, отыскать свои пути и лазейки в камне и вокруг него. М. Алигер

Среди творений великих художников есть такие, которые обретают вечную жизнь. Ими могут стать только подлинные шедевры, в которых разные люди в разное время находят совершенное выражение того, что их волнует, о чём они думают и мечтают. «Евгений Онегин» Пушкина-Чайковского, безусловно, в их числе. В. Белинский совершенно справедливо сравнивал сочинения Пушкина с морем, разлившимся в океан. Роман в стихах «Евгений Онегин» великого поэта, определенный критиком как «энциклопедия русской жизни», у

1.2. Художественные версии романа и оперы: «Евгений Онегин» в рисунках Пушкина и иллюстрациях русских художников Исследование рисунков Пушкина является богатейшим источником изучения не только его биографии, но и творчества, поскольку графические экзерсисы, по утверждению многих исследователей, стимулировали поэтическую мысль. Именно в этом и заключается их особая ценность в качестве наглядного информационного ряда. [115] Помимо художественных достоинств иллюстрации служат ручательством в то

Я вторгался в Пушкина, но за пределы Пушкина я не вышел... П. И. Чайковский Исторически сложилось, что Чайковский выступил первым автором музыкальной версии романа Пушкина. Композитор, естественно, был свободен в праве не только определить музыкальный жанр, но и установить свою систему отбора ключевых сцен как самого текста, так и его монтажа. Более того, он позволил себе ввести в роман Пушкина собственные литературные инверсии. Вместе с тем, относительно пушкинского слова у автора музыки и

В специальном исследовании, посвященном сценической истории оперы Чайковского, охватывающей постановки первого шестидесятилетия (18791940), И. Нестьев и Б. Ярустовский указывают на различия исполнений «Онегина», в том числе и при жизни композитора. [208] Надо сказать, что само утверждение о создании Чайковским разных редакций оперы достаточно дискуссионно: изначально задуманная структура из семи картин сохранилась в окончательном варианте. Все опорные точки драматургии изначально нашли своё м

- сочинения, созданные в опоре на текст оперы Чайковского (всевозможные инструментальные переложения музыкального текста оперы и транскрипции: фортепианная пьеса П. Пабста, оркестровая транскрипция С. Безродной, а также балет «Онегин», поставленный хореографом Джоном Кранко на музыкальный текст разных произведений Чайковского (в обработке К. Штольце). 2. С позиции профессиональной принадлежности автора нового текста:

- автор нового текста - композитор (С. Прокофьев, Р. Щедрин);

-

К ярким примерам транскрибирования оперного текста П.И. Чайковского относится фортепианная транскрипция крупного представителя отечественного пианизма, выдающегося профессора Московской консерватории последних десятилетий XIX века, П. Пабста , создавшего серию произведений, ставших, несомненно, лучшими образцами данного жанра. Рассматривая с точки зрения транскрибирования, парафразу Пабста по опере «Евгений Онегин», выделим:

- следование за поэтикой контрастов Чайковского: в драматурги

Может быть, кто-то со мной не согласится, и мне могут возразить, но для меня Пушкин равнозначен Чайковскому С. Безродная История музыки знает немало примеров неоднократного использования ранее сочинённого музыкального материала — чаще всего в виде симфонических сюит, составленных из наиболее выигрышных номеров сценической музыки. По сути, они представляют, новое художественное целое, обладают своими стилевыми свойствами. Условно их можно подразделить на четыре типа: — сюита, основная идея ил

Когда Джона Кранко спрашивали, как он создаёт свои балеты, он отве­ чал: «Как композитор. Только композитор пишет знаками на бумаге, а мой инструмент - человеческое тело, которым я "пишу" во времени и пространстве. Разница лишь в том, что созданное на бумаге остаётся, а созданное мною существует только в момент просмотра. Мы, люди балета, всегда завидовали художникам, композиторам, писателям, выражавшим себя на листе бумаги. Умер, к примеру, Бах и оставил после себя "Брандерб

2.2.1. Родион Щедрин. Хоровой цикл «Строфы из "Евгения Онегина"» Каким путем рождается новое? Усложнение языка? Ломка откристаллизовавшихся схем формы? Отчасти может быть и так. Но главное, по-моему, в точном ощущении потребностей и закономерностей восприятия твоего современника, в умении почувствовать непередаваемый словами, но очень реальный, конкретный «воздух эпохи». Р. Щедрин Чтобы «обтечь глыбу», которой является опера Чайковского, в качестве литературной основы хорового цикла

Лично я ставлю своей целью как можно ближе держаться поэтического оригинала, как можно глубже проникнуть в истинный дух Пушкина. С.С. Прокофьев В творческой судьбе Прокофьева музыка к «Евгению Онегину» играет особую роль. Не поставленная на сцене, она стала не только золотым фондом интереснейшего тематизма, который будет затем использован композитором, как в театре, так и в инструментальных сочинениях.4 Перед нами яркий пример несовпадения творческой декларации и реальной практики композитор

Исполнительство никогда не исчерпает музыкальных шедевров хотя бы потому, что каждое поколение интерпретаторов открывает в ставших уже, кажется хрестоматийными, сочинениях все новые и новые грани... Г. Роэ1сдественский Стремление вернуть к жизни почему-либо недошедшие до исполнения, утраченные партитуры, побудило Геннадия Рождественского сделать достоянием аудитории неизданные и незавершённые сочинения Прокофьева, в частности, написанные как прикладная музыка к спектаклям и кинофильмам. «К м

«Евгений Онегин» для Большого театра - спектакль знаковый. А может быть Большой театр - знаковый для «Евгения Онегина». Обозначив перелом в развитии музыкального театра второй половины XIX века, именно это творение Чайковского прозвучало как глубоко новаторское. Успех же первой постановки на сцене именно Большого театра определил и дальнейшую судьбу этой оперы, о которой композитор даже не мечтал. " Приведём некоторые статистические данные. За более чем 125-летнюю жизнь на сцене Большого