Низкая цена
Всего 249a за скачивание одной диссертации
Скидки
75 диссертаций за 4900a по акции. Подробнее
О проекте

Электронная библиотека диссертаций — нашли диссертацию, посмотрели оглавление или любые страницы за 3 рубля за страницу, пополнили баланс и скачали диссертацию.

Я впервые на сайте

Отзывы о нас

Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов Иоганнеса Брамса : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Год: 2005

Номер работы: 289154

Автор:

Стоимость работы: 249 e

Без учета скидки. Вы получаете файл формата pdf

Оглавление и несколько страниц
Бесплатно

Вы получаете первые страницы диссертации в формате txt

Читать онлайн
постранично
Платно

Просмотр 1 страницы = 3 руб



Оглавление диссертации:

Переоценка ценностей культуры носит непрерывный характер, заставляя вновь и вновь обращаться ко многим, казалось бы, хорошо известным явлениям. Этот процесс захватывает различные сферы художественной деятельности, но, пожалуй, наиболее ярко и интенсивно проявляется в изучении творчества выдающихся художников прошлого. Пересматривая ранее устоявшиеся оценки, исследователь нередко находит новый ракурс в их освещении. В музыкальной истории одной из полемических фигур, вызывающих множество против

§ 1. Предварительные замечания Фундамент для музыковедческих споров и разногласий вокруг личности Брамса был заложен еще при его жизни. Общим в традиционном образе композитора, распространенном в музыкальной критике и музыкознании XIX века, было то, что в то время нашлось сравнительно мало исследователей, предложивших аргументированную и целостную оценку исторического значения его наследия. Считалось, что влияние на будущее музыкальной культуры прерогатива Вагнера, а Брамс лишь завершил еще о

§ 2. Зарубежная и отечественная литература о Брамсе Западноевропейское брамсоведение, начавшее свою историю еще при жизни композитора очень объемно. Здесь не один десяток монографий, из которых на русский язык переведена лишь малая часть', огромное количество статей и очерков. Поэтому остановимся лишь на некоторых работах, представляющих наибольший интерес для автора настоящей диссертации. Одним из крупных немецких исследователей жизни и творчества Брамса является Альфред фон Эрман. На его тр

Дальнейший анализ литературы о Брамсе необходимо сконцентрировать на основном объекте диссертационного исследования - квартетах композитора. Предшествующий аналитический обзор работ зарубежных и отечественных музыковедов продемонстрировал обилие подходов к творческому наследию Брамса. Однако, как отмечалось во Введении, сфера инструментальных квартетов Брамса (особенно фортепианных) - остается фрагментарно освещенной областью, гораздо менее исследованной, чем, к примеру, симфонии. Аналитическ

§ 4. Теория динамического контекста как один из возможных путей изучения творчества Брамса Воссозданная панорама аналитических точек зрения на существо брамсовского инструментального стиля требует в очередной раз «вписать» индивидуальность композитора и присущий ему «метод композиции»^ в более общий художественный контекст, под которым в данном случае следует понимать обширный период, начиная с исторически отдаленных стилистических аллюзий, корреспондирующих с музыкой Брамса, и, оканчивая сов

Глава II. Фортепианные квартеты И. Брамса # Время работы над фортепианными квартетами приходится на ранний период творчества Брамса. Так, первый и второй квартеты были созданы примерно в одни и те же годы: с 1857 по 1861. Третий квартет был задуман еще раньше: уже в 1855 году были написаны его первая и третья части. Но полностью произведение закончено было только в следующем творческом периоде - в 1874 году. Наиболее распространенным в камерной музыке является, как известно, жанр струнного кв

Первый фортепианный квартет g-moll op. 25^, отвечая раннему периоду творчества, отличается обилием тематизма. Этот общеизвестный факт указывает на ряд существенных обстоятельств, иногда ускользающих от внимания исследователей. Музыкознание, сталкиваясь с многочисленностью тем, дробным, калейдоскопическим их набором в экспозиции сонатной формы, нередко относит указанную особенность на счет жанрового характера тематизма, преобладанию принципов контрастирования над идеей «выращивания» интонацион

Даты возникновения Второго фортепианного квартета A-dur ар. 26 примерно те же, что и Первого (1861-1862 г.г.)'^. Но если g-molГный квартет отличался характерными для романтизма драматическими коллизиями, то Адиг'ный, в целом, более уравновешен, хотя и в нем нельзя не отметить определенную противоречивость драматургической концепции которая, как мы полагаем, как раз и очерчивает смысловой потенциал проблематики, последовательно углубляемой композитором к финалу сочинения. Контуры масштабного п

Ф Название новеллы Вагнера «Паломничество к Бетховену» не случайно вынесено в заглавие параграфа. Как известно, титанический магнетизм бетховенского гения оказал свое благотворное влияние на формирование большинства художников-романтиков, не говоря уже о том, что личность великого композитора еще при его жизни успела обрести общеевропейскую популярность. Однако в данном случае предметом размышления становится поиск внутренней взаимосвязи, которая освещала весь творческий путь Брамса, придавая

Анализ фортепианных квартетов, предпринятый в предыдущей главе, подготовил особый смысловой контекст, способный формировать дальнейшие аналитические предпочтения, невольно распространяющиеся на предстоящий анализ струнных квартетов и определенным образом ориентирующие ход дальнейшего исследования. С одной стороны, имеющийся аналитический багаж провоцирует на незамедлительные сопоставления струнных и фортепианных квартетов. С другой стороны, контекст, исследованный в связи с фортепианными квар

Действительно, даже беглый предварительный взгляд на сферу тематизма Первого струнного квартета ор. 51 с-/и о// свидетельствует о том, что она характеризуется абсолютным интонационным и структурным единством, источником которого являются восемь нот главной партии первой части — шесть из них применены в основной теме финала и частично в главной теме романса. Но епде более глубокая связь существует между отдельными разделами внутри каждой части. Е. Царева, например, отмечает, что здесь «формиру

Известный упрек, брошенный Ницше в адрес Брамса и касавшийся специфического рода творческой меланхолии [См., напр.: 64, 202], свойственной, как полагали многие критики композитора, не слишком ярким и самостоятельным художественным натурам, и в самом деле находит подтверждение в нескольких брамсовских квартетах. Но, насколько этот упрек был справедлив в целом? Насколько его можно принять как личностную характеристику, довлевшую над композитором в течение всей его жизни? Полагаем, что ответ на

! Третий струнный квартет ор. 67 B-dur был сочинен в 1875 году в Цигельхаузене, неподалеку от Гейдельберга, и посвящен профессору Т.В. Энгельману, виолончелисту-любителю. Он со своей женой, превосходной пианисткой Эммой Брандис-Энгельман, доставлявшей огромную радость Брамсу проникновенным исполнением его произведений, всегда радушно принимали концертирующего маэстро в своем доме в Утрехте в Голландии. Общение Брамса с остроумным ученым, по свидетельству современников, как правило, носило вес